Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных направлений и принципов целью воспитательной системы является: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе национальных традиций и культуры.
Для реализации данной цели мы определили следующие задачи:
Создание условий для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя.
Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России.
Содействие активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.
Создание условий для сохранения здоровья учащихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни. Оказание помощи в становлении растущей личности, ее самореализации.
Содействие развитию творческих задатков и способностей детей.
Начальная школа -Ведущая деятельность – учебно-познавательная. И взрослые и дети взаимодействуют реализуя учебные, а так же авторские программы.
Основная школа -Ведущая деятельность – коллективно-творческая деятельность, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремление к самореализации. Участие в разнообразных общественных акциях, десантах, субботниках; традиционных, народных, спортивных праздниках являются одним из ведущих способов воспитания и самовоспитания личности в школе.
- Проект Устава Российского движения детей и молодежи
Нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания.
Международные документы:
1. Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974);
2. Международный пакет об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 16.12.1966);
3. Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.1948);
4. Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
5. Конвенция о павах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
6. Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.1995)
Федеральные нормативные акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
2. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 №51-ФЗ);
3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ;
4. Федеральный закон «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ;
5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;
6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ.
7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751;
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761;
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р;
5. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
8. Примерная программа воспитания, разработанная ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по заказу Министерства просвещения и воспитания Российской Федерации и одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20)
С 1 сентября 2022 года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Проект «Разговоры о важном» проводится с целью формирования взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Большая команда специалистов ведущих федеральных институтов работала над созданием комплектов методических и интерактивных материалов, основная цель которых — обеспечить качество и легкость организации и проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» в школах и организациях среднего профессионального образования.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.
Комплект методических материалов для педагогов можно найти на сайте https://razgovor.edsoo.ru/
Экологическое воспитание
На сегодняшний день экологическая проблема является важной проблемой в мире. Одним из путей решения этой глобальной проблемы является экологическое образование и воспитание школьников. Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев)
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения кродной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь иохранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумноевзаимодействие с ними.
Духовно-нравственное развитие
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в с в нашей стране религиозные и культурных традиций.
- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения котцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма исолидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых,испытывающих жизненные трудности;
- формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченнымивозможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров,существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционнымирелигиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфередуховно-нравственного воспитания детей.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
- формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения ксвоей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственными социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследиюи стремления к его сохранению и развитию;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданскойответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственныхценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способностиответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участияв принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различныхформах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
- разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой,социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
- формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющихпротивостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональнойнетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Физическое развитие и культура здоровья
Важнейшей педагогической задачей, является формирование таких ценностных установок учащегося, которые ориентируют его на ведение здорового образа жизни, а он, в свою очередь, станет основой будущей профессиональной и творческой самореализации школьников, залогом их активного долголетия.
-формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровьюи потребности в здоровом образе жизни;
- создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для
развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуаци-
распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формиро-вания у подрастающего поколения потребности в разнообразной тру-довой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. п.), глу-бокого уважения к труду человека, бережливого отношения к мате-риальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознан-ного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям. Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности. Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?».
- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашнихобязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческогоотношения к разным видам трудовой деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно иответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствиясвоих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.